«Эти добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и все еще не могу сказать, что вполне достиг цели»
Иоганн Вольфганг Гёте
Как часто вам доводилось браться за однажды прочитанную книгу и с удивлением понимать, что совершенно не помните о чем она? Или замечать упущенные ранее нюансы, а то и вовсе обнаруживать, что какие-то моменты воспринимались совершенно по-другому? В современном мире обилия информации проблема недостаточно вдумчивого и глубокого чтения обретает еще большую значимость. Огромные потоки информации влетают к нам в одно ухо и так же лихо вылетают из другого, совершенно не задерживаясь в голове.
Как писал
Локк, хоть мы и из породы жвачных, недостаточно набить себя множеством книг,
ибо они не принесут нам пользы и силы, если тщательно не пережуем и хорошенько
не переварим их.
Автор утверждает, что чтение – сложный и многогранный навык, который необходимо специально тренировать и оттачивать. Конечно, речь не идет об общепринятом значении этого слова. Существует множество видов и уровней чтения. Труд Мортимера Адлера рассматривает только те из них, которые своей целью преследуют познание и формирование истинного понимания всей глубины предмета.
Сложность чтения определяется несовершенством языка, как средства коммуникации. Одни и те же термины, слова, абзацы, главы воспринимаются разными людьми совершенно по-разному. Требуется серьезная работа, чтобы по-настоящему понять автора и проникнуть во всю глубину рассматриваемых им вопросов. Оговоримся, что речь здесь идет только об авторах, превосходящих нас в понимании вопроса, у которых мы хотим чему-то научиться, и чьи произведения заслуживают особенного внимания.
Для того чтобы идти долгой дорогой самообразования и самосовершенствования, важно придерживаться системного подхода. Автор предлагает именно такую системную методику восприятия книг. Чтение сравнивается с игрой в теннис с невидимым противником. Для того чтобы почувствовать все тонкости и нюансы игры, чтобы обрести в игре настоящую свободу и уверенность, необходимо сначала научиться правильно держать ракетку, отточить удары, научиться бить из всех основных положений. Только после этого открывается вся картина игрового поля и появляется подлинное понимание всех стратегических и тактических нюансов игры.
Для обучения чтению необходимо так же освоить ряд «базовых движений» - несколько простых и важных правил. Именно их и предлагает Мортимер Адлер. Интересно, что понимать выполняемые правила совершенно не обязательно. Ведь так мы учимся любому сложному навыку. Пример - езда на автомобиле. Мы многократно повторяем набор простых действий, следуя предельно недвусмысленным указаниям инструктора. Мы просто верим ему на слово и знаем, что «так надо». Умение с практикой приходит само.
Автор рассматривает вопросы чтения в гораздо более широком контексте. Книга показывает тесную связь искусства чтения и подлинного образования с дисциплиной мышления и с подлинной свободой сознания. И это добавляет глубины труду.
Книга дарит ощущение беседы с интеллектуально превосходящим собеседником. Она хорошо структурирована, логична и понятна. Она производит неизгладимое впечатление, и после нее особенно остро осознаешь свою умственную неуклюжесть. Хочется браться за книжки и практиковаться с удвоенной силой.
Для обучения чтению необходимо так же освоить ряд «базовых движений» - несколько простых и важных правил. Именно их и предлагает Мортимер Адлер. Интересно, что понимать выполняемые правила совершенно не обязательно. Ведь так мы учимся любому сложному навыку. Пример - езда на автомобиле. Мы многократно повторяем набор простых действий, следуя предельно недвусмысленным указаниям инструктора. Мы просто верим ему на слово и знаем, что «так надо». Умение с практикой приходит само.
Автор рассматривает вопросы чтения в гораздо более широком контексте. Книга показывает тесную связь искусства чтения и подлинного образования с дисциплиной мышления и с подлинной свободой сознания. И это добавляет глубины труду.
Книга дарит ощущение беседы с интеллектуально превосходящим собеседником. Она хорошо структурирована, логична и понятна. Она производит неизгладимое впечатление, и после нее особенно остро осознаешь свою умственную неуклюжесть. Хочется браться за книжки и практиковаться с удвоенной силой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий