четверг, 20 декабря 2012 г.

Мортимер Адлер «Как читать книги»






























«Эти добрые люди и не подозревают, каких трудов и  времени стоит научиться читать.  Я сам на это употребил 80 лет и все еще не могу сказать, что вполне достиг   цели»

Иоганн Вольфганг Гёте


Автор начинает с удивительного на первый взгляд заявления, что большинство людей совершенно не умеют читать! «Ха!» - скажете вы в ответ на такое утверждение - «Ко мне это точно не относится». В определенной степени вы будете правы. Но я бы советовал вам не спешить откладывать книгу в сторону. Возможно, после ее прочтения вы измените своё мнение.

Как часто вам доводилось браться за однажды прочитанную книгу и с удивлением понимать, что совершенно не помните о чем она? Или замечать упущенные ранее нюансы, а то и вовсе обнаруживать, что какие-то моменты воспринимались совершенно по-другому?  В современном мире обилия информации проблема недостаточно вдумчивого и глубокого чтения обретает еще большую значимость. Огромные потоки информации влетают к нам в одно ухо и так же лихо вылетают из другого, совершенно не задерживаясь в голове.

Как писал Локк, хоть мы и из породы жвачных, недостаточно набить себя множеством книг, ибо они не принесут нам пользы и силы, если тщательно не пережуем и хорошенько не переварим их.

Эта проблема тесно связана с несовершенством системы образования и образует с ней порочный круг, потому что среди тех, кто учил нас читать в школе, среди наших преподавателей литературы тоже почти нет компетентных читателей. Между тем чтение – один из базовых навыков, которые определяют качество образования, ибо большую часть информации можно почерпнуть только из книг.

Автор утверждает, что чтение – сложный и многогранный навык, который необходимо специально тренировать и оттачивать. Конечно, речь не идет об общепринятом значении этого слова. Существует множество видов и уровней чтения. Труд Мортимера Адлера рассматривает только те из них, которые своей целью преследуют познание и формирование истинного понимания всей глубины предмета. 

Сложность чтения определяется несовершенством языка, как средства коммуникации. Одни и те же термины, слова, абзацы, главы воспринимаются разными людьми совершенно по-разному. Требуется серьезная работа, чтобы по-настоящему понять автора и проникнуть во всю глубину рассматриваемых им вопросов. Оговоримся, что речь здесь идет только об авторах, превосходящих нас в понимании вопроса, у которых мы хотим чему-то научиться, и чьи произведения заслуживают особенного внимания.
Для того чтобы идти долгой дорогой самообразования и самосовершенствования, важно придерживаться системного подхода. Автор предлагает именно такую системную методику восприятия книг. Чтение сравнивается с игрой в теннис с невидимым противником. Для того чтобы почувствовать все тонкости и нюансы игры, чтобы обрести в игре настоящую свободу и уверенность, необходимо сначала научиться правильно держать ракетку, отточить удары, научиться бить из всех основных положений. Только после этого открывается вся картина игрового поля и появляется подлинное понимание всех стратегических и тактических нюансов игры.

Для обучения чтению необходимо так же освоить ряд «базовых движений» - несколько простых и важных правил. Именно их и предлагает Мортимер Адлер. Интересно, что понимать выполняемые правила совершенно не обязательно. Ведь так мы учимся любому сложному навыку. Пример - езда на автомобиле. Мы многократно повторяем набор простых действий, следуя предельно недвусмысленным указаниям инструктора. Мы просто верим ему на слово и знаем, что «так надо». Умение с практикой приходит само.

Автор рассматривает вопросы чтения в гораздо более широком контексте. Книга показывает тесную связь искусства чтения и подлинного образования с дисциплиной мышления и с подлинной свободой сознания. И это добавляет глубины труду.

Книга дарит ощущение беседы с интеллектуально превосходящим собеседником. Она хорошо структурирована, логична и понятна. Она производит неизгладимое впечатление, и после нее особенно остро осознаешь свою умственную неуклюжесть. Хочется браться за книжки и практиковаться с удвоенной силой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий