В логистике широко известен «эффект хлыста», открытый в
середине прошлого века специалистами компании «Procter & Gamble». Пост не о нём, но упоминание
полезно, так как понимание «эффекта хлыста» помогает посмотреть на ситуацию
системно, шире контекста своей организации.
Для тех, кто не в курсе, вот две хороших ссылки на тему:
Если кратко, то колебания в потребности усиливаются по мере
продвижения вверх по цепи поставки к производителю. Небольшие колебания спроса
со стороны клиента приводят к большому колебанию в объемах заказов на
производство. Эффект тем сильнее, чем больше звеньев в цепи поставки.
Конечно фундаментальная проблема – неточность прогнозов. Однако далеко не все
объясняется колебаниями спроса, часть проблем лежит в сложившихся практиках
работы с заказами в цепях поставки.
Порочный круг
«Эффект хлыста»
увеличивает все классические проблемы управления запасом многократно. Большие
колебания в заказах уменьшают точность прогноза и уменьшают равномерность
поставок. Поставщики больше промахиваются с производственными партиями и теряют
в надежности, так как производство ненужного товара мешает производству
ходового. В итоге всем звеньям приходится увеличивать страховой запас. На
складах скапливается множество излишних запасов, и в то же время многих ходовых
позиций не хватает. Спросите у любого логиста – удержание запаса от роста и,
одновременно с этим, борьба за обеспечение надежного наличия ходового товара –
это его основная задача и большая головная боль.
Излишки запаса обладают ненулевой стоимостью хранения,
характеризуются растущей со временем вероятностью порчи и брака и являются
замороженным мертвым капиталом.
И вот здесь начинается самое интересное. Когда на складах
скапливаются излишки, что с ними делают компании? Правильно. Они начинают
выталкивать их ниже по цепи поставки. Запускаются акции, спрос стимулируется за
счет драматического снижения цен. Понятно, что все такие процессы происходят с
потерей денег и увеличивают непредсказуемость спроса. А еще распродажи неходовых позиций по бросовым
ценам мешает продажам ходового товара.
Таким образом, звенья цепи искусственно увеличивают
колебания в спросе и вносят в этот процесс еще большую сумятицу. В итоге эффект растет, как снежный ком.
О причинах
За то время, которое известен эффект, исследователи выделили
множество причин и даже предложили какие-то направления поиска решения. Однако
с точки зрения относительно молодой теории ограничений они все фокусируются на
неверных областях. Но, обо всем по порядку.
В следующих постах я хочу подробнее поговорить о нескольких
факторах, которые увеличивают колебания в спросе:
- Практика «выталкивания» запасов
- Человеческий фактор. Стратегии «паники» и «тихой гавани»
- Формирование партий и транспортные оптимизации
- Прогнозирование спроса
Комментариев нет:
Отправить комментарий